186422, Республика Карелия г. Сегежа, ул. Спиридонова, д. 29  
Телефон: (81431) 4-10-41,  факс: (81431) 7-37-31  
E-Mail: severcollege@nc.onego.ru 

 

Литературная гостиная «Достоевский: штрихи к портрету».

15 ноября 2021 г.

Сегодня,11 ноября 2021 г. культурное сообщество России и других стран мира отмечает 200-летний юбилей Фёдора Михайловича Достоевского, классика русской литературы. За два века интерес к творчеству гения не только не ослабевает, а напротив, усиливается.

По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире.

Достоевского читает весь мир, впечатление от его романов огромно и неоднозначно. Достоевский сложен и  противоречив. Он – величайший писатель­-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального  зла, лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой своего народа и  человечества. Он всегда стоял особняком в русской литературе, оставаясь не вполне понятным и оцененным. Достоевского по праву называют «самым трудным в мире классиком». Чтобы понять этого писателя, надо узнать  логику его мышления.

Ф. М. Достоевский обозначил главные нравственные проблемы общества, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества. Писатель показывает способность «маленьких людей» чувствовать, мыслить, говорить, раскрывает тему человеческого самосознания и достоинства. Таков первый роман Достоевского «Бедные люди». Это не просто роман, а роман в письмах. Главный герои романа – Макар Девушкин и Варенька Доброселова.  Макар Девушкин - маленький человек в социальном смысле, но отнюдь не в нравственном. И письма, которые дышат искренней большой любовью, самоотверженностью, чувством человеческого достоинства, - яркое тому подтверждение.

(Инсценировка).

 

А после «Бедных людей» 22 декабря 1849 года была казнь. Достоевский состоял в кружке Петрашевского, на заседаниях которого высказывались социалистические воззрения, освобождение крестьян и другие антиправительственные взгляды.

(Отрывки из фильма «Достоевский» и «Идиот»).

«Брат! Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут всегда люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то несчастиях, не уныть и не пасть — вот в чём жизнь, в чем задача её... Я осознал это... Да правда! та голова, которая создавала, жила высшею жизнию искусства, которая сознала и свыклась с возвышенными потребностями духа, та голова уже срезана с плеч моих. Осталась память и образы, созданные и ещё не воплощённые мной. Они изъязвят меня, правда! Но во мне осталось сердце и та же плоть и кровь, которая так же может и любить, и страдать, и желать, и помнить, а это всё-таки жизнь!.. Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, ошибках, в праздности, в неуменье жить; как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, — кровью обливается сердце моё. Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья... Теперь, переменяя жизнь, перерождаюсь в новую форму. Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот надежда моя, всё утешение моё» (Ф.М. Достоевский «Письма»).

Смертная казнь была в последний момент заменена на 4 года каторги. Здесь писатель увидел узкую, тёмную тюрьму, прикованных к стене преступников и ужасное духовное опустошение людей. «Голые нары, духота нестерпимая, шум, крик, бряцание цепей. Это был ад, тьма кромешная».

На каторге не было возможности не только писать, но и читать. Единственная книга, которую разрешили взять арестантам с собой – Евангелие. Каторга для Достоевского - путь прихода к Богу. "…нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа… если бы мне кто сказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной".

Результатом каторги стали «Записки из мертвого дома».

Наиболее выдающимися произведениями, в которых нашли глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды писателя и мыслителя, считаются его поздние романы «великого пятикнижия» –

«Преступление и наказание» (1866),

 «Идиот» (1866),

 «Бесы» (1872),

«Подросток» (1875),

«Братья Карамазовы» (1880).

В них предметом познания автора становится внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаённые уголки человеческой души и подсознания, поэтому и сегодня Достоевский актуален так же, как и полтора столетия назад.

Страну знобит, а омский каторжанин
Все понял и на всем поставил крест.
Вот он сейчас перемешает все
И сам над первозданным беспорядком,
Как некий дух, взнесется. Полночь бьет.
Перо скрипит, и многие страницы
Семеновским припахивают плацем.
А. Ахматова Предыстория

Грешим мы в жизни часто и у Бога

Прощенья просим за грехи свои.

Себя жалеем мы, не судим себя строго,

А вот других судить умеем мы.

Стремимся к власти, думаем о славе,

И делим мир на «первых» и «вторых».

Порой не замечаем сами,

Что превращаемся в людей коварных, злых.

 

Но Достоевский к нам спешит на помощь,

Он состраданьем лечит души нам.

Чтоб души возродились снова,

Чтоб солнце нас будило по утрам.

Чтоб в мире безобразном и жестоком

Не жили люди больше никогда,

Заверил нас писательским он словом,

Что мир спасет лишь только красота

 

"...И как можно выживать жизнь за границей? Без родины - страдание, ей-богу! Ехать хоть на полгода, хоть на год - хорошо. Но ехать так, как я, не зная и не ведая, когда ворочусь, очень дурно и тяжело. От идеи тяжело. А мне Россия нужна, для моего писания и труда нужна (не говорю уже об остальной жизни), да и как еще! Точно рыба без воды; сил и средств лишаешься..."  (другу Майкову, 1867 г. из Женевы)

 

 

Читайте Достоевского, любите Достоевского, – если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте… по возможности только его.

                             Анненский И. Ф. (1855–1909), поэт, драматург, переводчик, критик

 

«Человек есть тайна. Её на­до разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не го­вори, что потерял время, я зани­маюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»

 (Ф.М. Достоевский «Письма»).

Мне бы хотелось закончить биографию Достоевского его же словами, которые, как мне думается, характеризуют его: "ТОТ, КТО ЖЕЛАЕТ УВИДЕТЬ ЖИВОГО БОГА, ПУСТЬ ИЩЁТ ЕГО НЕ НА ПУСТОМ НЕБОСВОДЕ СОБСТВЕННОГО РАЗУМА, НО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ".

Тоскуя в мире, как в аду, уродлив, судорожно светел, в своем пророческом бреду он век наш бедственный наметил. Услыша вопль его ночной, Подумал Бог: ужель возможно, чтоб всё, дарованное Мной, так страшно было бы и сложно? В. Набоков «Достоевский»

 

 

Пушкинская речь Достоевского

 "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа", - сказал Гоголь.  Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом.   В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание.

Если бы жил он дольше, может быть, явил бы бессмертные и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам гораздо более и ближе, чем теперь, может быть, успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших, и они уже более понимали бы нас, чем теперь, стали бы нас предугадывать, перестали бы на нас смотреть столь недоверчиво и высокомерно, как теперь еще смотрят. Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.

 

Наверх